Назад в СССР ☭ Иркутский Регионализм Павлова
Иркутск это не только деревянное зодчество, церкви и усадьбы. Областной центр в семидесятых годах обрёл узнаваемое лицо, в котором угадывался павловский стиль — футуристические конструкции, несущие черты нескольких школ, но всё равно оригинальные. В профессиональной среде это даже назвали иркутским ренессансом. Шестидесятые, семидесятые, восьмидесятые годы ХХ века не были застоем в архитектуре. Наоборот, это были годы всплеска, подъема и достижений. Воронежский, Павлов, Бух, а вместе с ними Халдеев, Аптекман, Колпиков, Пхор, Нечволодов и еще целый ряд ярких представителей поколения шестидесятников сделали это время своеобразным ренессансом регионального значения и определили развитие Иркутска и части городов областного подчинения на десятилетия вперед.
Данный текст является частичной перепечаткой поста в Живом Журнале:
https://anthrax-urbex.livejournal.com/34436.html
То, что в исторический центр Иркутска не вошла типовая застройка, — заслуга тандема единомышленников Владимира Павлова, главного архитектора Гражданпроекта, ведущего проектного института, и Владимира Буха, главного архитектора города. В 70-е и в начале 80-х было построено несколько значительных общественных зданий, относящихся к направлению, которое получило название «иркутская школа».
Открытая и реализованная Павловым формула успеха проста и актуальна по сей день — это самостоятельная и качественная архитектура. Иркутск 70-х, как ни парадоксально, был более близок современному ему миру, чем Иркутск 90-х. Он существовал в одном времени с британскими бруталистами, японскими метаболистами, голландскими структуралистами и великими американцами Л. Каном и П. Рудольфом. Но, живя теми же настроениями, что и известные миру современники, иркутская школа тех лет умудрилась сохранить отчетливо видимую сегодня независимость, оригинальность и специфику, что определяется словом «регионализм».
Дом-корабль
В 70-е годы интерес к домам галерейного типа занимал умы многих советских архитекторов, но, насколько нам известно, только Владимиру Павлову удалось довести эту идею до реализации. Преодолеть существовавшую в то время в стране систему было не просто. Чего стоили только затребованные Госстроем России пожарные испытания дома, проведенные пожарной академией. Суть идеи — замена большей части вертикальных коммуникаций горизонтальными, приводит к существенному их общему сокращению, и это заметно снижает стоимость квадратного метра жилья и дает ощутимый экономический эффект. Комплекс состоит из трех жилых блоков переменной этажности, связанных между собой общими вертикальными и горизонтальными коммуникациями. К сожалению, построить удалось только один блок, но и он один отвечает на все предложенные Павловым решения. Одноуровневые квартиры первого этажа с приквартирными двориками имеют каждый свой выход наружу. Огражденные кирпичными стенками приквартирные дворики, впервые реализованные архитектором в микрорайоне Байкальский, снимают проблемы, связанные с заселением первых этажей, для многих даже делают их предпочтительными. Галереи расположены в доме через два этажа, выходят к вынесенным за пределы дома лифтовой шахте и двум на весь блок пожарным эвакуационным лестничным клеткам. Из галереи входы в квартиры на этом этаже и по изолированным лестницам на этаж ниже и выше. Галерея, таким образом, одна на три этажа. Квартиры верхних этажей двухуровневые. На первом этаже встроено-пристроенный гастроном, его планировали реконструировать под досуговый центр, но никаких работ сейчас там не ведётся. Типовые железобетонные для мелкого диаметра труб лотки создают своеобразную структуру фасада. Спаренные вертикальные «несут» балконы, горизонтальные, заполненные грунтом, выполняя роль перил, одновременно являются и цветочницами. Рельефная мускулатура кирпича и бетона первого галерейного блока энергично противостоит инертной глади тонированного стекла и пластика несоразмерной постройки на месте второго и третьего галерейных блоков.
Жилой дом галерейного типа по проспекту Карл-Маркс-Штадт (в наши дни — проспект Маршала Жукова), дом №1. С начала проектирования прошло тринадцать лет, прежде чем завершилось его строительство в 1983 (по другим данным - 1981) году. Изначально прямой пешеходный мост был перестроен для проезда грузовиков.
Со стороны шоссе квартиры первого этажа имеют дворики, сообщения с другими подъездами в доме квартиры не имеют. А во дворах частично размещаются магазины и другой малый бизнесс.
Фасад представляет собой выставку всевозможных вариантов оформления лоджий. В результате вместо архитектурного единства — музей спонтанной архитектуры.
Комплекс состоит из трех жилых блоков переменной этажности, связанных между собой общими вертикальными и горизонтальными коммуникациями. К сожалению, построить удалось только один блок, но и он один отвечает на все предложенные Павловым решения.
Со стороны двора все подъезды ведут до второго этажа, и только центральный подъезд выводит в слепую лестницу, пронизывающую весь дом.
Спаренные вертикальные «несут» балконы, горизонтальные, заполненные грунтом, выполняя роль перил, одновременно являются и цветочницами.
Из галереи входы в квартиры на этом этаже и по изолированным лестницам на этаж ниже и выше. Галерея, таким образом, одна на три этажа. Квартиры верхних этажей двухуровневые. Архитектор проектировал галерею с рекреационной целью, предполагая, что здесь будут стоять бильярдные и теннисные столы, цветы. Жильцы будут общаться после работы, играть в шахматы. Но в шахматы здесь никто не играет. Изначально дом заселялся интеллигенцией, с которой соседствовали простые работники релейного завода. А дальше девяностые внесли свой вклад в культуру этого дома.
Перспективный рисунок галерейного дома с вынесенными лифтовыми узлами. Общий вид и фрагмент фасада, 1970-е годы.
Вынесенная наружу шахта лифта. Повезло кому-то с лоджией, выходящей к этой шахте.
Помимо дома-корабля в микрорайоне Солнечный Павловым проектировалась застройка проспекта Жукова, Общежитие со стоматологической клиникой и школа на 33 класса (Центр образования №47).