Мемориальная доска архитектору Павлову
В Иркутске открыли мемориальную доску архитектору Владимиру Павлову
https://glagol38.ru/text/16-07-2022/009
Доска появилась на здании жилого комплекса, признанного лучшим в СССР в 1987 году.
На открытии доски 28 июня собрались представители администрации города Иркутска, члены иркутского регионального отделения Союза архитекторов России, коллеги и ученики Владимира Азарьевича, а также участники проекта «Прогулки по старому Иркутску».
Имя Павлова не надо представлять в профессиональном сообществе. По словам вице-президента союза архитекторов РФ Елены Григорьевой, сорок лет назад он вошел в топ-50 мировых архитекторов, и пришло время отдавать нам долг за его работы.
Заместитель мэра Иркутска Виталий Барышников заявил, что «мы привыкли воспринимать наследие как далекое прошлое, но наследие – это не только 18-19 век, но наше недавнее советское прошлое. Павлов как человек уникальный – часть этого наследия. И только сейчас мы начинаем это осознавать». Городские власти поддержали инициативу архитекторов и иркутского землячества в Москве «Байкал». Задача общественности – влиять на жизнь в городе, воспитывать горожан хорошими примерами, чтобы на фасадах зданий не появлялись незаконные граффити.
Палитра шестидесятников была ограничена, и не все понимают, что пустая стена – это особенный знак архитектора, а не место для граффити. В каких-то городах стали привлекать казаков для охраны общественного пространства.
Карта объектов Павлова в Иркутске насчитывает 50 зданий, причем есть еще объекты в Усолье-Сибирском, Байкальске и других городах. Их список можно прочесть в журнале «Проект Байкал», № 26. Он – один из организаторов архитектурного направления в Иркутском политехе, которое существует с 1973 года.
Авторы проекта – Елена Григорьева, Владимир Стегайло, Евгений Ставский, Антон Петухов (компьютерная графика).
В одном из интервью почетный гражданин Иркутска Валерий Хайрюзов рассказал, что ещё по приезду в город, Павлов был потрясен набережной Ангары, бывшей резиденцией генерал-губернатора Восточной Сибири Муравьева-Амурского, областным театром и стоящим рядом краеведческим музеем. И тут же рядом топтались скособоченные дома, которым было уже далеко за сотню лет: «Разговор в Доме писателей был жёсткий, но доброжелательный. С Павловым пришли председатель облисполкома Алексей Ковальчук, главный архитектор города Владимир Бух, Юрий Ковалёв. Как всякий талантливый творческий человек Владимир Азариевич был очень уязвим, и ожидал от встречи с писателями, тоже творческими людьми, именно понимания. Это были 80-е годы, уже много всего построено им было в городе, но общественного признания всё еще не ощущалось. Убедить писателей не получилось. Валентин Григорьевич считал, что Иркутск должен максимально сохраняться в дереве. Павлов, в свою очередь, указывал на практическую нецелесообразность деревянных жилых кварталов, особенно в центре города, ввиду их пожароопасности, отсутствии удобств, во многих случаях, и антисанитарии. Так и не встретив поддержки у творческих коллег, Павлов вскоре принял решение покинуть город. Я думаю, это была встреча, которая во многом и определила его отъезд. Сейчас, спустя время, я считаю, что наша вина в его отъезде конечно есть. Не поняли и не поддержали».
Как писала Анна Малинина, при всех неоднозначных отзывах горожан, Владимир Павлов профессионально и уважительно относился к ансамблю городской среды. Он улавливал в Иркутске нотки Ленинграда, и использовал это виденье в своих творческих прорывах, придерживаясь выбранного стиля. В архитектуре Иркутска 70-х годов не было застоя, а была обращённость в будущее, значительность размеров, строгость и чёткость, смелость и сила. Это не могло не отразиться на характере города и горожан. И сегодня на иркутских улицах соседствуют агрессивно-массивные здания «необрутализма», мягкое тепло «распутинского» деревянного зодчества, златоглавые церкви и глянцевый сайдинг бездушного евродизайна типовых застроек и модных торговых центров.
После торжественной церемонии открытия доски Елена Григорьева провела прогулку по местам, связанным с именем Владимира Азарьевича. В ней приняли участие более сотни иркутян, в том числе, и жители дома по улице Российской.