Дом-корабль как символ разрухи. Статья на ИркСиб
Легендарный «Дом-корабль» из визитной карточки Солнечного превратился в символ разрухи
Часть собственников квартир жалуется на управляющую компанию, которая не может навести порядок.
Дому №1 на проспекте Маршала Жукова в Иркутске, который в народе еще называют «Домом-кораблем», нужен капремонт. Здание по проекту питерского архитектора Владимира Павлова, реализованное в 1981 году в Солнечном, сегодня уже мало похоже на свою изначальную версию. Разноуровневое жилое здание в девять и шесть этажей с коридорно-секционной системой обветшало и снаружи, и изнутри. На фоне современных многоэтажек дом выглядит как «чужой среди своих». Собственники квартир в необычном доме переживают за его дальнейшую судьбу. Они рассказали «ИркСибу» о проблемах и трудностях, с которыми столкнулись, пытаясь изменить положение дел к лучшему.
Борьба с «Уютным домом»
Дом на проспекте начали заселять больше 40 лет назад. Жилье давали интеллигенции – врачам, учителям, ученым, писателям и журналистам. Валентина Васильевна Конюхова вспоминает, что переехала сюда в 1985 году к маме в просторную двухуровневую квартиру.
«Тогда дом был привлекательным и необычным. Дети водили гостей на экскурсии. Было спокойно и комфортно. В 90-е годы обстановка изменилась, в подъездах стали селиться бездомные и наркоманы. Дом мы отстояли, выселив их на улицу. Но тот бардак, который остался после них, мы еще долго разбирали», – вспоминает женщина.
Сейчас подъезды защищают двери с магнитными замками, на первом этаже сидит консьерж, но от этого самим жителям уютнее не стало. Ведь все, чем в былые времена славился дом, – просторные галереи, окна в пол, общественные пространства, – не превратилось по задумке Павлова в место для совместного отдыха соседей, а стало поводом для ругани.
На этажах сохранились металлические решетки, которыми жители защищались от непрошенных гостей в 90-е.
Одна из галерей дома. По задумке архитектора, это пространство собственники квартир могли использовать в личных целях - для отдыха, занятий спортом, встреч и приятного времяпровождения. Сейчас по коридорам в плохую погоду ездят на велосипедах дети.
В доме сменилось несколько управляющих компаний. Последняя – «Уютный дом» во главе с директором Сергеем Мишаковым – приступила к работе в 2010 году. Компанию выбрал совет дома. И первое, что вызвало возмущение собственников к новой управляющей, – это самовольное повышение оплаты за содержание и ремонт, а также за охрану и отопление. Валентина Васильевна решила выяснить, почему это произошло.
«Я получаю на руки квитанции, вижу, что много насчитывают за отопление и по другим статьям расходов. Пытались выяснить у директора управляющей, но он отказался вступать в диалог. Я изучила все справки, которые наша УК подает по расходам тепла, и поняла, что цифры не сходятся. Обратилась в суд и выиграла дело. Нарушения в действиях управляющей нашла Служба по тарифам. Также суд признал, что компания не имела права самовольно повышать установленный тариф на оплату по содержанию и ремонту дома. В итоге, все, что я переплатила, мне вернули. Но другим – нет. Как выяснилось, им нужно было самостоятельно подавать иски. Многие не захотели впутываться», – говорит женщина.
Как следует из решения суда, которое получила Валентина Конюхова, компания самовольно подняла тарифы, без учета мнения собственников, тем самым нарушив договор на оказание услуг. Так, например, за содержание и ремонт жители по договору платили 13,38 рублей за квадратный метр, а новая управляющая повысила эту статью расхода сначала до 15,89, а потом и вовсе до 17 рублей за «квадрат».
По словам женщины, к исполнению обязательств управляющая компания относится недобросовестно. Ремонт в подъездах делала раз, и то после пожара на пятом этаже в 2015 году. Уборка проводится не регулярно, только в основных коридорах. В секциях за чистотой следят сами жители. В одном на весь дом лифте убираются редко, стены разрисовали хулиганы. Чтобы их поймать, жители предложили управляющей установить камеры, но их не установили.
Лифт находится в пристроенной к дому шахте, которую на трех этажах соединяют коридоры.
Имея за плечами опыт судебных разбирательств, Валентина Васильевна организовала группу недовольных соседей, чтобы сменить компанию через суд и завести на управление «Иркут». Сделать это удалось, но ненадолго и чисто формально.
«Новой компании нужно было приступить к управлению домом и принять ключи от инженерных помещений. На встречу пришел и директор бывшей УК вместе с двумя женщинами из совета дома. У нас началась перепалка, она переросла во взаимные оскорбления. Юрист новой управляющей компании попытался снять происходящее на камеру мобильного, но на него налетел Мишаков и другие мужчины. Телефон они отняли и разбили. В итоге вызвали полицию, – вспоминает активистка. – Наша попытка сменить УК не увенчалась успехом. Старшая по подъезду и председатель ТОСа организовали свое собрание, составили протокол, собрали бюллетени, чтобы переизбрать управляющую организацию. Мы обратились в суд, но проиграли дело, и управление вернулось Мишакову и его команде».
Женщина надеется, что навести порядок получится, если собственники квартир объединятся, а не будут принимать решения обособленными группами за спинами друг друга.
«Сейчас наш дом находится в жутком состоянии, его забросили. Инициативную группу все устраивает, а собрать большинство собственников сложно: многие люди уже в преклонном возрасте – спорить не хотят. Кто-то сдает квартиры и редко бывает в доме. Решение только одно – наладить работу управляющей. Нам важно, чтобы она понимала наши проблемы и своевременно реагировала на них, а не кормила обещаниями», – резюмировала Валентина Конюхова.
Протекшая крыша и банкротство
Дом по проекту Павлова хоть и построен в сибирском городе, но с инженерной точки зрения к суровым условиям эксплуатации изначально не подготовлен. Фасады дополнительно пришлось утеплять, окна менять. Этой зимой дошло дело и до крыши. Жители верхних этажей несколько лет назад начали жаловаться в управляющую на залитые дождем и талыми водами потолки.
В феврале 2022 года Фонд капремонта все же приступил к работам – крышу начали демонтировать. Теперь многие собственники переживают за результат работ. Среди них – Олег Федоров. Он в доме №1 новосел. Полтора года назад купил двухуровневую квартиру на девятом этаже, в которой заканчивает делать ремонт. Мужчина рассказал, что на покупку его вдохновила необычная планировка.
Во время наведения порядка он тоже обнаружил протечку на потолке. Разобравшись, понял, что проблема возникла из-за ливневой канализации – она в доме внутренняя и проходит через квартиры и подъезды. Старые водоприемные воронки и трубы ливневки – чугунные, и на стыках они разгерметизировались. Из-за этого во многих квартирах на верхних этажах есть протечки. Подтеки образуются и в подъездах.
«Текущим ремонтом крыши по закону должна заниматься управляющая компания, но она к этой проблеме даже не притронулась. Сейчас кровлю меняют, что, конечно, очень хорошо. Но почему делают это зимой – непонятно. Чтобы качественно провести работы, ремонтникам нужно заменить все слои кровли до плит перекрытия. Если их сейчас разберут, есть риск, что потолки у собственников квартир верхних этажей промёрзнут, – предположил Олег Федоров. – Нужно менять и сам ливнесток, начиная с водоприемных воронок. Они-то и дают течь у потолка. Причем не только в моей квартире, но и у соседей. Поэтому летом во время ремонта первым делом я заменил ливневую трубу не только в комнате, но и в подъезде, сам установил новую воронку. Для этого приходилось делать большое отверстие в плите перекрытия и заново ее бетонировать. Если не заменить эти воронки и трубы, то ремонт крыши окажется бесполезен».
Так выгладел потолок в квартире Олега Федорова до ремонта.
В планах у новосела отремонтировать и лестничную клетку в своей секции, а также обустроить часть общественного пространства в галерее. В дальнейшем все расходы мужчина намерен взыскать с управляющей компании, которая, по его мнению, добросовестно работать отказывается.
«По нормативам они должны делать текущий ремонт подъезда каждые три-пять лет. Здесь его последний раз делали в 2015 году после пожара. И насколько мне известно, за счет средств городского бюджета. Влажную уборку подъездов обязаны по новым стандартам проводить два раза в неделю – этого тоже нет. Единственной лифтовой шахте в доме нужен ремонт и утепление. Сейчас там круглосуточно работает тепловая пушка, чтобы лифт не перемерз, а избыточные счета за электричество будут оплачивать жители», – предполагает Федоров.
Он рассказал, что трижды обращался в управляющую компанию с инициативой заменить двери в подъезд. Руководитель ООО «Уютный дом» Сергей Мишаков, по словам жильца, лично обещал трижды оплатить счета на установку новых дверей, но этого не произошло.
«Сейчас Сергей Мишаков утверждает, что у жителей дома большая задолженность по коммунальным услугам. Поэтому и платить нечем, – рассказывает Федоров. – При этом директор отмечает, что по многим долгам прошли сроки исковой давности. Но ведь управляющие компании, как и ресурсоснабжающие организации, проходят все судебные процедуры в упрощённом порядке. Процедура взыскания простая, поэтому и не должно быть никаких долгов. Делаю вывод, что юристы «Уютного дома» свои обязанности выполняют плохо».
Во время последнего разговора с Федоровым директор управляющей сообщил, что долг ООО «Уютный дом» перед ресурсосберегающими организациями на осень 2022 года составлял около десяти миллионов рублей.
В 2020 году «Иркутская процессинговая компания» подавала иск о банкротстве ООО «Уютный дом» за долг в 1,3 миллиона рублей. По информации из открытых источников, это не первое банкротство компании, где директором выступает Сергей Мишаков. В 2016 году организация почти с таким же названием – ООО «Управляющая компания «Уютный дом» – была признана банкротом. В отношении нее введена процедура конкурсного производства (дело № А19-1245/2016). Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уютный дом» 29 августа 2019 года исключено из Единого государственного реестра юрлиц в связи с его ликвидацией на основании отделения Арбитражного суда Иркутской области о завершении конкурсного производства. Оба дела о банкротстве возбуждены по заявлениям ресурсоснабжающих организаций. То есть им не платили за оказанные услуги.
Долги погасим, дом отремонтируем.
Чтобы выяснить, каковы же на самом деле шансы у наследия Павлова получить капитальный ремонт в ближайшее время и решить другие проблемы, «ИркСиб» встретился с директором управляющей компании «Уютный Дом» Сергеем Григорьевичем Мишаковым.
«Дом не предусмотрен для сибирских зим из-за множества витражей в коридорах. Когда его впервые увидел в 1991 году, меня поразили разбитые и забитые досками витражные окна в подъездах. Сегодня дом приведен в хорошее техническое состояние, а экономия по теплу от норматива составляет 30%, чего раньше никогда не было. За счет сэкономленных средств мы сделали ремонт и утеплили контура дома, по лестничным маршам установили пластиковые окна. Это существенное достижение совета дома и нашей управляющей компании», – считает директор.
Также для сибирских зим не предусмотрен и лифт в доме, который вынесен за его пределы. Тот факт, что он промерзает, Сергей Мишаков подтвердил, пояснив, что частично проблему удалось решить, закрыв и утеплив коридор к лифтовой шахте на верхнем этаже. А тепловая пушка, которая работает внизу, – «нормальное технологическое решение и временное».
Платстиковые окна в доме установили вместо больших витражных. Так они выглядят сейчас.
Сохранились в подъезде дома и старые оконные рамы.
К утеплению лифтовой шахты директор намерен вернуться позже, как и к текущему ремонту подъездов, который жители давно требуют сделать. По словам Мишакова, пока в нем нет необходимости – все межремонтные сроки соблюдены, ведь последний раз стены красили в 2018 году (хотя жители говорят про 2015 год). А сейчас в доме есть глобальные проблемы. И одна из них – это кровля. Фонд капитального ремонта уже приступил к ее замене. Учитывая, что февраль и март – еще холодные месяцы, работники проведут подготовительные работы. В апреле и марте – основные. Сергей Мишаков заверил, что порядок работ и технология согласованы с собственниками квартир на собрании. При этом не пояснил, когда оно проходило.
«Ремонт кровли, воронок и водосточных труб – это единый комплекс, который заложен в смете у Фонда капремонта. Большинство труб сливных заменили, а примыкающие воронки к пирогу мы, к сожалению, не можем демонтировать полностью без выполнения комплексного ремонта по этому дому. Надеемся сделать это в ближайшее время, – рассказал Мишаков, не уточнив конкретных дат. – Есть еще две существенные проблемы. Одна – сделать качественный ремонт двориков на первых этажах, и вторая – зафиксировать цветники на фасаде здания. Городская администрация не согласовывает изменение конструктива дома, и цветники, которые висят на бетонных опорах (опоры уже крошатся, пришли в негодность), создают угрозу. Я боюсь, что какой-то из них может рухнуть. Поэтому в самое ближайшее время по статье текущего ремонта приведем их в нормальный вид».
Если проблемы настолько глобальны и безотлагательны, то для их решения УК должна незамедлительно выделить финансирование, с которым, по словам директора, сейчас у компании проблемы. Жители отказываются платить по счетам вовремя, из-за чего управляющая организация задолжала поставщикам услуг и имеет просрочки по платежам.
«У населения перед управляющей компанией была многомиллионная задолженность, часть из которой уже отсужена. Сегодня долг составляет около14 миллионов. Мы нашли способ выйти на мировое соглашение с кредитором по погашению задолженности перед ресурсными компаниями. По моим прогнозам, за два года мы ее погасим. Ни о каком банкротстве речи не идет», – резюмировал Мишаков.
2 февраля в доме начали разбирать крышу. Жители беспокоятся, что из-за холодной погоды их потолки начнут промерзать.
9 марта УК Уютный дом» намерена подписать мировое соглашение с кредитором, после чего планирует провести собрание с собственниками «Дома-корабля», чтобы утвердить план работ на текущий год и отчитаться об итогах прошлого.
В пятницу, 25 февраля, жители самостоятельно проведут собрание с представителями Фонда капитального ремонта и подрядчиком. На собрание приглашена и управляющая компания. Обсудят утвержденный план ремонта крыши, который многие собственники ни разу не видели.